+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Закон об образовании рф последняя редакция 2019 инклюзия

Содержание

Закон об образовании рф последняя редакция 2019 инклюзия

Закон об образовании рф последняя редакция 2019 инклюзия

Она предусматривает увеличение количества образовательных учреждений, которым вменяется в обязанность обеспечить условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. К нынешнему, 2017 году, Программа требует наличия таких условий в 25% учреждений из общего числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.

К 2020 году эта доля должна составлять уже 70%. В числе важных задач организации инклюзивного образования стоит подготовка преподавательских кадров. Порой даже в спецшколах педагоги испытывают трудности, например, со свободным владением языком жестов.

Тем более мало в России педагогических учебных заведений, которые готовили бы педагогов вести учебный процесс сообразно принципам инклюзивного образования.

Закон об образовании рф последняя редакция 2018 инклюзия

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 3.

Закон об образовании рф. фундамент обучающей системы государства

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12.

Обзор закона «об образовании в рф» (с изменениями 2018 года)

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. 9.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. 10.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11.

Российской Федерации; — при организации конкурса или индивидуального отбора для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования; — при поступлении в загранучреждения МИД РФ для получения общего образования. Таким образом, установленный порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования. Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст.

Внимание Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образованияСтатья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусствСтатья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спортаСтатья 85.
Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работойСтатья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасностиСтатья 86.

Источник: https://sv-groups.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya-redaktsiya-2018-inklyuziya/

Обзор закона «Об образовании в РФ» (с изменениями 2019г.)

Закон об образовании рф последняя редакция 2019 инклюзия

Обзор закона «Об образовании в РФ» (с изменениями 2019г.). Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» объясняет все вопросы, связанные с образованием. Крайне важно всем знать права и обязанности родителей во время обучения детей в школе. В 2019 году названы главные пути в образовании.

Предпочтительными для школ являются: введение современных методов обучения, развитие традиций через применение разнообразных технологий, и распространение информационных технологий

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

В 2019 году развитие школьной системы продолжается, общество ждет значительных изменений в системе обучения в школе. Сообщество родителей и педагогов требует внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

В 2019 году развитие образования продолжается, общество ждет значительных изменений в системе образования. ФЗ «Об образовании» не является догмой, он постоянно видоизменяется, вносятся поправки в законодательство в связи с изменениями в жизни страны. Рассмотрим последние поправки в основной закон «Об образовании».

Изучение первой медицинской помощи

 
Здоровье учеников выводится на первое место. Конечно, медицинские учреждения занимаются профилактикой и лечением обучающихся, однако в школах дети проводят большую часть дня и контроль над здоровьем детей возлагается на педагогов.

Все учителя должны пройти обязательное обучение основам первой медицинской помощи и вести постоянный контроль за состоянием обучающихся. При необходимости в школах могут помочь школьнику.

Должны быть выделены специальные помещения для медицинских работников, предоставлено необходимое медицинское оборудование для оказания первой помощи.

Обучение детей с особенными возможностями здоровья

Для обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, то есть являющимися детьми с особенными возможностями здоровья введены особые правила ФГОС.

ФГОС ОВЗ позволяет обучаться таким детям в инклюзивных классах вместе со своими сверстниками.

Ученики, постоянно нарушающие дисциплину, имеющие общественно опасное поведение могут быть направлены в специальные воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.

Изменения в ОГЭ, ЕГЭ

Несомненно, выпускников больше всего интересуют новости в школьном образовании, связанные с экзаменами. Все граждане своей страны должны знать историю Отечества, по это основное нововведение является обязательный экзамен по истории в 2019 году.

Хотя, все экзаменационные материалы уже потренированы и отработаны, возможны и изменения в КИМах по предметам.

Получение образования на родном языке

Вследствие наличия большого количества мигрантов из различных стран в современных школах возникает еще одна проблема, – какой язык обучения выбрать? Закон «Об образовании» от августа 2018 года разъясняют эту ситуацию. В школах необходимо обеспечить обучение на родном языке народов Российской Федерации, а так же русский язык должен изучаться как родной язык.

После написания заявления родителями ребенка, предоставляется возможность выбрать язык обучения самостоятельно, на котором можно учиться.

Несомненно, избрание языка преподавания из всех государственных языков Российской Федерации, то есть язык любой национальности, проживающей в Российской Федерации, открывает широкие просторы для современной школы, особенно в национальных краях и республиках, входящих в состав Российской Федерации. Однако, большинство учреждений будут преодолевать определенные трудности, особенно в области обеспечения кадрами.

Дополнительные возможности для детей в школах

Расширение требований общества к образованию приводит к необходимости выполнения целого ряда задач. Для всестороннего развития личности крайне важно дать ребенку возможность изучать широкий спектр разнообразных образовательных услуг.

В рамках государственной помощи дополнительного образования Правительством РФ и Министерством образования РФ предполагается дополнительное финансовые вливания для получения всех видов образования детей в школах и даже в частных организациях.

Это указывает на то, что государство заботится о всестороннем развитии личности, предоставляет широкий спектр услуг для развития различных интересов ребенка.

 
Организация бесплатной перевозки обучающихся

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/obzor-zakona-ob-obrazovanii-v-rf

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в 2020 году

Закон об образовании рф последняя редакция 2019 инклюзия

С целью социализации детей с особенностями здоровья в Российской Федерации предусмотрена инклюзивная форма образования. О том, как организовано инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в 2020 году пойдёт речь в данной статье.

Кого можно отнести к лицам с ограниченными возможностями здоровья?

В соответствии с п. 16 ст.

2 Федерального закона от 29 декабря № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Согласно ст. 5 Федерального закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:

  • получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
  • оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности;
  • социального развития лиц с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в 2020 году

Термин «инклюзивный» происходит от средн. лат. inclusivus «включительный», далее от includere «заключать; включать».

В соответствии с п. 27 ст. 2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Таким образом, реализуя инклюзивное образование, включая детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормированных сверстников, учитывается право детей на получение полноценного образования.

Реализация права на получение образования достигается путём соблюдения следующих компонентов:

  • создание условий для равного получения образования различными категориями детей;
  • создание условий для ситуации успеха разными категориями детей.

Любому ребёнку, независимо от состояния его здоровья, важно уверенно себя чувствовать в социальной среде сверстников.

Важно! Для реализации инклюзивного образования в общеобразовательных организациях необходима детальная проработка образовательной программы, позволяющей создать образовательное пространство для детей с ОВЗ.

Безусловно следует отметить, что в отношении детей с особенностями здоровья необходимо вести речь о смешанной форме обучения.

Несмотря на относительно недавнее возникновение данного направления в образовательной среде, инклюзивное образование довольно уверенно включается в образовательный процесс, открывая детям с ограниченными возможностями здоровья двери в различные учебные заведения, начиная от дверей дошкольной образовательной организации.

Инклюзивное образование вносит значительные коррективы в отношения между участниками образовательного процесса, базируясь на принципах толерантности, терпимости, уважения.

Какие условия необходимы для инклюзивного образования?

Согласно ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ определяются следующими нормативными актами:

Категория лицДокумент
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровьяАдаптированная образовательная программа
ИнвалидыИндивидуальная программа реабилитации инвалида

Важно! Для реализации образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам в организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

  • специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Важно! При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

Где может осуществляться инклюзивное образование?

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано следующим образом:

  • совместно с другими обучающимися;
  • в отдельных классах, группах;
  • в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, подразделяются на организации для разных категорий лиц с ОВЗ:

  • для глухих;
  • для слабослышащих, позднооглохших;
  • для слепых;
  • для слабовидящих;
  • для лиц с тяжелыми нарушениями речи;
  • для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для лиц с задержкой психического развития;
  • для лиц с умственной отсталостью;
  • для лиц с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно:

  • специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература;
  • услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих инклюзивное образование

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.

3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

— условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ;

— оборудованию и содержанию территории организации;

— зданию и оборудованию помещений;

— воздушно-тепловому режиму;

— естественному и искусственному освещению;

— водоснабжению и канализации;

— организации образовательной деятельности и режиму дня;

— условиям проживания обучающихся с ОВЗ в организации;

— организации питания;

— организации медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ;

— санитарному состоянию и содержанию помещений;

— прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала.

При реализации в организациях для обучающихся с ОВЗ адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Пример № 1. Расстановка мебели в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование.

В зависимости от категории обучающихся уделяется внимание специфической расстановке парт и столов в образовательных организациях:

Категория обучающихсяОсобенность расстановки мебели в классе
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижениеРасстояние между рядами парт (столов, конторок) может быть увеличено
Обучающиеся с нарушениями слуха
  • расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры;
  • увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду в связи с необходимостью индивидуальных занятий во время урока
Слепые и слабовидящие обучающиесяПарты (столы) независимо от их размера устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске
Обучающиеся, страдающих светобоязньюПарты и столы, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся

При строительстве в зданиях организаций для обучающихся с ОВЗ бассейна (лечебного бассейна) чаша бассейна по периметру оборудуется поручнями.

Площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 1,6 кв.м., для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата – не менее 2,3 кв.м.

Наполняемость групп в случае инклюзивного образования

В соответствии с Приложением N 1
к СанПиН 2.4.2.3286-15 предусмотрена предельная наполняемость групп и классов в условиях инклюзии в зависимости от вида ОВЗ:

Вид ОВЗМаксимальное количество обучающихся в условиях инклюзии
Глухие обучающиесяНе более 2 глухих обучающихся в классе. Общая наполняемость класса:

  • при 1 глухом — не более 20 обучающихся;
  • при 2 глухих — не более 15 обучающихся
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиесяНе более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе. Общая наполняемость класса:

  • при 1 слабослышащем или позднооглохшем — не более 25 обучающихся;
  • при 2 слабослышащих или позднооглохших — не более 20 обучающихся
Слепые обучающиесяНе более 2 слепых обучающихся в классе.Общая наполняемость класса:

  • при 1 слепом — не более 20 обучающихся;
  • при 2 слепых — не более 15 обучающихся
Слабовидящие обучающиесяНе более 2 слабовидящих обучающихся в классе.Общая наполняемость класса:

  • при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся;
  • при 2 слабовидящих — не более 20 обучающихся
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)Не более 5 обучающихся с ТНР в классе. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)Не более 2 обучающихся с НОДА в классе.Общая наполняемость класса:

  • при 1 обучающемся с НОДА — не более 20 обучающихся;
  • при 2 — не более 15 обучающихся.
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе.Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)Не более 2 обучающихся с РАС в классе.Общая наполняемость класса:

  • при 1 обучающемся с РАС — не более 20 обучающихся;
  • при 2 обучающихся с РАС — не более 15 обучающихся

Меры поддержи обучающихся с ОВЗ

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется существенная социальная и материальная поддержка:

Категория обучающихсяМеры поддержки
Обучающиеся, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельностьНаходятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем
Обучающиеся, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельностьОбеспечиваются бесплатным двухразовым питанием

Вопросы и ответы

Вопрос № 1. У меня ребёнок с нарушением интеллекта не имеет основного общего образования. Может ли он получить профессиональное образование?

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Вопрос № 2. Обязана ли я отдавать своего ребёнка с ОВЗ в специализированную школу?

Вам необходимо уточнить в той школе, которую Вы выбрали о возможности инклюзивного образования детей с ОВЗ. Лишь после полученной информации и знакомства с условиями Вы можете принять решение.

Источник: https://poluchi-lgoty.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-detej-s-ovz/

Всё включено: что такое инклюзивное образование

Закон об образовании рф последняя редакция 2019 инклюзия

Закон гарантирует одинаковые права на образование всем детям без исключения. Но в случае с инвалидами, особенно ментальными, на практике реализация этого права не всегда складывается просто.

Нередко в интернатах и школах к таким детям лепят ярлык «необучаемых» и не делают попыток объяснить им хотя бы основы арифметики, чтения и письма. В итоге во взрослую жизнь выходят люди не только без предметных знаний, но и часто без элементарных навыков самообслуживания.

Как же устроена система образования для детей с нарушениями умственного развития, разбирались «Известия».

Не всё включено

Под определением «ментальная инвалидность» обычно понимают самые разные отклонения: аутизм, дефекты речи, шизофрению, эпилепсию, умственную отсталость.

Людей с подобными заболеваниями сложно объединить в одну группу, что в свою очередь затрудняет и разработку единых подходов к их образованию.

Кто-то в состоянии освоить программу 5–6-х классов общеобразовательной школы, а у кого-то могут возникнуть сложности даже с чтением и письмом.

Долгое время основными образовательными учреждениями для детей с особенностями развития были коррекционные школы и интернаты.

Они должны были обеспечивать и обучение, и воспитание, и лечение, способствуя дальнейшей интеграции в общество.

В отличие от обычных школ, в таких учреждениях к работе подключается целый штат специалистов — дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги. Они могли оказывать помощь детям по разным направлениям.

Главным минусом такого формата обучения эксперты называют изолированность, которая не позволяет ребенку оценивать свои возможности, сравнивать себя со здоровыми сверстниками. В качестве решения проблемы предлагается инклюзивное обучение, которое подразумевает создание безбарьерной образовательной среды и активное вовлечение инвалидов в жизнь общества.

В последние годы такую модель стали развивать и в России.

— Первые инклюзивные классы появились усилиями родителей.

Сейчас в Москве уже более 300 школ, которые работают по этой системе, — рассказывает «Известиям» эксперт фонда «Обнаженные сердца», клинический психолог Татьяна Морозова.

— Важно понимать, что инклюзивные классы — это не те места, где «все равны» и особенности ребенка игнорируют. Это класс, где детям с этими особенностям помогают участвовать в обучении, общении, социальной жизни.

По закону родители могут прийти в общеобразовательную школу с заключением медико-педагогической комиссии и их ребенку должны создать все необходимые условия для обучения, начиная с технического оснащения, заканчивая сопровождающим его специалистом-тьютором.

Правда, на деле всё складывается не так легко. Специалистов, которые знают, как работать с такими детьми, в обычных школах нет.

— Ребенку с ментальной инвалидностью показаны особое обучение, специально разработанные способы подачи учебного материала. Притом для каждого типа нарушения методы свои. Это и подобранная визуализация, и частая повторяемость, и постепенность нагрузки.

Большая разница у детей и в темпе усвоения нового материала. Например, знакомство с буквой «А» в обычном классе проходит за один урок. Ребенку с умственной отсталостью на это нужна неделя.

Кроме того, такие дети быстро устают и начинают скучать, сидеть под партой, ходить по классу, кричать, хулиганить, — рассказывает Марина Сторина, педагог вспомогательной школы, работающая в своей сфере более 20 лет.

Справляться с такими ситуациями учителям приходится своими силами. Даже тьюторов, которые должны сопровождать детей и помогать в образовательном процессе, в России пока не хватает. Так, на деле инклюзивность чаще всего оборачивается тем, что руководство школы просит родителей забрать ребенка на домашнее обучение, тем самым уничтожая сам принцип включения в социум.

Ситуацию пытаются исправить энтузиасты.

С 2016 года компания Ingka Centres вместе с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» запустила федеральный проект «На урок — вместе», который призван повысить уровень инклюзивной культуры в России.

В его рамках оборудуют ресурсные комнаты для занятий, проводятся обучающие семинары и тренинги для учителей, ведется работа с самими школьниками. Последнее, уверены эксперты, особенно важно.

— На «Уроках доброты» детей учат пониманию и толерантному отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, и уже сейчас мы видим, что ситуация начинает постепенно меняться.

В охваченных проектом регионах уровень толерантности к особенным детям и готовность к развитию инклюзивного образовательного формата ощутимо повышается, — уверяет София Трофимова, генеральный директор Ingka Centres в России.

Сменить приоритеты

Помимо организации сопровождения и создания дружелюбной атмосферы, для нормального обучения ребенка с ментальными нарушениями нужно менять и сам подход к образованию. Он не должен сводиться к попытке «для галочки» освоить стандартные школьные предметы, уверены специалисты.

— Если до 4–5-го класса дети могут учиться как все, то дальше им становится сложно. Появляются такие дисциплины, как физика, химия, которые с ментальными нарушениями не освоить. Здесь нужно бы разработать индивидуальный маршрут, чтобы у ребенка была возможность уйти на другие предметы, — объясняет Елена Ворошилова, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт управления образованием РАО.

Оптимальной заменой «сложных» предметов специалисты считают уроки по развитию трудовых навыков.

— Мы не говорим о том, что эти дети пойдут на высшее образование, но очень важно, чтоб они могли жить сами, обслуживать себя, создать семью, трудиться. Абстрактные предметы и понятия им даются сложно, но зато предметно-практическая деятельность усваивается прекрасно. К сожалению, в школах с инклюзивной системой, которые я знаю, такой возможности нет, — делится Ворошилова.

Такого же мнения придерживается и Ирина Буфетова, дефектолог клиники неврологии и эпилептологии «EpiJay». 

— На мой взгляд, оптимальная задача для родителей и учителей ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья.

— «Известия») — сделать его полезным членом общества, то есть дать ему возможность овладения хотя бы минимальными профессиональными навыками. Как правило, это возможно.

Главное — грамотно выстроить образовательный маршрут: развивать мотивацию, желание работать, умение контролировать себя и свои порывы.

Не менее важно, по мнению эксперта, помнить и о бытовых моментах: учить детей распоряжаться деньгами, платить за коммунальные услуги, готовить пищу, избегать мошенников.

Пока ребенку с ментальными нарушениями не будут давать такие базовые знания, говорить о дальнейшем образовании для них не приходится. Оно может быть лишь номинальным.

— Многие московские колледжи открыли группы для детей с инвалидностью. Туда берут всех более-менее вменяемых выпускников спецшкол, а потом выясняется, что программу они не тянут. Но поскольку деньги нужны всем, их как-то доучивают до конца и проводят через экзамены, понимая, что работать они всё равно не будут, — рассказывает Екатерина Зотова, журналист и педагог спецшколы.

Организовать подобные занятия в рамках стандартной школьной программы, по мнению специалистов, затруднительно, поэтому для детей со сложными расстройствами предлагается создать спецклассы внутри общеобразовательных школ. Так у них будет возможность и заниматься по собственной программе, и одновременно участвовать в жизни школы, общаться со сверстниками.

Не всё потеряно

Особенно остро в России стоит проблема школ-интернатов и психоневрологических диспансеров, куда обычно попадают дети со сложными нарушениями.

— По закону они также имеют право на образование. Многие из них не могут самостоятельно посещать школу. К ним должны приходить педагоги, но практика, к сожалению, печальная.

В интернатах содержится по 400 человек, на них — две нянечки, которые успевают памперсы поменять да бутылочку дать. Ни о каком обучении и воспитании речи вообще не идет.

И это самая страшная судьба, — уверена Елена Ворошилова.

С клеймом «необучаем», которое обычно ставят на подопечных интернатов, эксперты не согласны. Определенными навыками самообслуживания большинство из них все-таки может овладеть.

Более того, нередко в эти учреждения попадают и те, чье состояние при других обстоятельствах могло бы существенно улучшиться.

Например, если бы родителям таких детей своевременно оказали поддержку и объяснили, как следует поступить.

Эту работу в Москве взял на себя благотворительный фонд компании КПМГ совместно с ЦЛП, «Пространством общения» и Елизаветинским садом. Они запустили в Москве программу раннего вмешательства «Уверенное начало», которая предназначена для детей от 0 до 3 лет с различными двигательными нарушениями или нарушениями сразу в нескольких областях развития.

В рамках проекта к семьям, проживающим в Москве (в пределах МКАД), дважды в неделю приезжает консультант по раннему вмешательству и бесплатно проводит часовые занятия с ребенком и одним из его родителей.

Специалисты оказывают семье информационную и эмоциональную поддержку, помогают наладить контакты с другими организациями, учат правильному взаимодействию с ребенком.

Однако пока всё это лишь локальные инициативы, которые, как надеются эксперты, смогут в будущем получить широкое распространение.

Внеурочная деятельность

Не менее важно развивать детей и вне образовательных учреждений. Сейчас в крупных городах этим активно занимаются музеи и театры, придумывая специальные программы для посетителей с разными видами инвалидности. По-своему реализовали идею инклюзии и в Ботаническом саду МГУ.

— В августе 2017 года при содействии фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» у нас был открыт сенсорный сад. На деревянной площадке — шесть столиков-грядок, в них посажены ароматические растения — мята, лаванда, шалфей и другие.

Здесь я занимаюсь с людьми, имеющими нарушения зрения и слуха, — рассказывает Анна Демидова, геоботаник, научный сотрудник и экскурсовод Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород», волонтер фонда «Со-единение».

 — Я замечаю, что и здоровым детям бывает интересно понаблюдать за нашими экскурсиями.

Мне кажется, замечательную традицию «Уроков доброты», где здоровым детям рассказывают, например, о детях слепоглухих, о пальцевой азбуке (дактилологии), можно продолжить и в ботаническом саду. Дети любят игры, так почему бы не поиграть в школу и не познакомить друг друга с растениями?

Источник: https://iz.ru/850695/mariia-rubnikovich/vse-vkliucheno-chto-takoe-inkliuzivnoe-obrazovanie

Учиться вместе. Что не так с инклюзивным образованием в России?

Закон об образовании рф последняя редакция 2019 инклюзия

Партнерский материал

Более 25 лет назад в России появилось инклюзивное образование — модель обучения, по которой все дети, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья и особенностями ментального развития, учатся в одной школе. Постепенно коррекционные учреждения стали закрывать, а в Минобразования отчитывались, что количество детей, обучающихся инклюзивно, растет.

Однако, по разным оценкам, полноценное школьное образование по-прежнему недоступно едва ли не половине детей с особыми образовательными потребностями, а принимать их готова лишь одна из пяти российских школ. «Такие дела» выяснили, какие преграды мешают особенным детям учиться в школах.

В инклюзивном образовании не хватает специалистов

Почти половина (46%) родителей детей с инвалидностью столкнулась с трудностями при устройстве ребенка в детсад или школу. Например, журналистка Алина Фаркаш рассказывала, как отдала своего сына Александра в первый класс в школу рядом с домом. У мальчика расстройство аутистического спектра, и поначалу учителей это не волновало.

По словам Алины, Саша был очень самостоятельным и не по годам взрослым. Но вскоре начались проблемы: педагоги не были готовы к работе с ребенком с особенностями развития. У Саши была сильная тревожность, но учителя могли прилюдно отчитать его, а особенности поведения объясняли «хамством».

Алину каждый день вызывали в школу, и в результате она приняла решение перевести сына на домашнее обучение.

Нехватка профессиональных знаний — одна из основных помех инклюзивному образованию, говорит Наталья Борисова, несколько лет проработавшая куратором инклюзивного образования в школе № 1321 «Ковчег».

«Учителя, особенно в регионах, не знают, что с ним делать, они не знают, как с таким поведением работать, при этом у них в классе 35 детей, и в такой ситуации они просто сделают все, чтобы особенного ребенка в классе не было», — рассказывает эксперт.

По ее словам, решить эту проблему могли бы курсы переподготовки сотрудников школы, но государство не выделяет на это достаточно средств: «Школы вынуждены искать дополнительные источники финансирования, чтобы педагоги могли освоить, например, ABA-терапию (Applied Behavior Analysis — прикладной анализ поведения, действенная методика в работе с детьми с РАС. — Прим. ТД), чтобы сделать возможным существование малых классов».

Софья Розенблюм, психолог и куратор инклюзивных программ в московской школе № 1540, считает, что педагогам в инклюзивных школах нужна поддержка и специальная подготовка: «Весь наш опыт показывает, что первое и самое главное в подготовке учителей — это работа со смыслами. Учителя, которые привыкли, что результаты их труда формализованы в виде отметок детей, прежде всего должны получить ответ на вопрос, зачем они должны заниматься с особыми детьми».

«Если этого ответа нет, получается формальная, а не настоящая инклюзия»

Розенблюм говорит, что инклюзивное образование вооружает учителя новыми подходами, они помогают ему работать с детьми с любыми проблемами и трудностями, расширяет его педагогический арсенал. При этом педагогу нужна постоянная поддержка, так как при работе с особыми детьми неизбежно будут возникать ситуации, которые он не всегда сможет правильно разрешить сам.

Так, учитель должен внимательно относиться к конфликтам, ведь иногда неправильное поведение особого ребенка может стать причиной его травли, а порой он сам может оказаться зачинщиком травли одноклассника.

«Это происходит потому, что ребенок с ОВЗ ранее сам подвергался травле или просто испытывает определенный стресс при нахождении в коллективе и берет неправильные модели поведения из внешнего мира», — объясняет педагог. Если в школе возникает подобная ситуация, конфликт помогает разрешить психологическая служба.

«В целом в инклюзивной школе все сотрудники, включая даже буфетчицу и охранника, должны знать, что здесь учатся дети с особенностями развития, и понимать, к кому они должны обратиться при возникновении любых проблем с ребенком», — резюмирует Розенблюм.

На качественное инклюзивное образование нужны деньги

Деньги — преграда для внедрения инклюзивного образования. Когда власти объявили о внедрении инклюзивных моделей в школах, образовательные учреждения стали переводить на подушевое финансирование, и уже к 2010 году большинство школ получали деньги не по штатному расписанию педагогов, как прежде, а в зависимости от количества учеников. Это стало вызовом для инклюзивных школ.

«У нас в “Ковчеге” были малые классы по 12 человек и общие классы, где учились в среднем 22 человека. Когда к нам поступал ребенок, мы для него выбирали подходящую форму обучения: индивидуально с педагогом, в малом или общем классе.

Со временем ребенок мог переходить из малого класса в общий или присутствовать там на определенных предметах. Но при переходе на подушевое финансирование такие классы стали невыгодны школе. Можно было бы, конечно, собрать малый класс в 10 человек из ребят, у которых есть инвалидность.

К ребенку с инвалидностью в Москве применяется коэффициент два, это значит, что на него школа получает в два раза больше денег. Но, во-первых, не у всех детей с особенностями развития есть инвалидность. Во-вторых, 10-12 детей с инвалидностью в одном классе — это очень сложно.

И школа была вынуждена классы укрупнить», — рассказывает Борисова.

С ней солидарна Розенблюм. В школе № 1540 действует многоуровневая инклюзивная модель: есть индивидуальное обучение, есть малые группы по пять человек для особенных детей, есть общие классы. С детьми при необходимости работает тьютор или психолог (свой для каждой ступени обучения), дефектолог.

Когда ребенок приходит в школу, специалисты какое-то время наблюдают за ним и выстраивают для ученика индивидуальный маршрут: начинают иногда с индивидуальных занятий, но постепенно ученик встраивается в занятия в группах и в общем классе.

Розенблюм приводит в пример ученика, который пришел в школу в пятом классе: сначала ребенок мог заниматься исключительно в малой группе, но потом перешел в общий класс, в 11-м классе сдал ЕГЭ наравне со всеми и сейчас готовится к поступлению в университет.

Но подушевое финансирование создает определенные трудности для функционирования такой модели: «Мы в своей работе стараемся отталкиваться не только от статуса (есть инвалидность или нет), но и от потребностей ребенка.

Если есть ребенок, у которого статус не оформлен, но у него есть особенности развития и ему нужна помощь, мы эту помощь стараемся организовать.

При этом на ребенка с ОВЗ выделяется дополнительно 25 тысяч рублей в год, и мы, чтобы поддерживать инклюзивную модель, действующую в нашей школе, стараемся дополнительно, кроме государственного финансирования, искать грантовую поддержку».

Инклюзия важна для всех детей — с особенностями и без них

Работающая модель инклюзии, в которую вовлечены дети с разными особенностями, редко возможна только за счет бюджетных средств, подтверждает директор частной школы-интерната «Абсолют» Мария Прочухаева. В школе «Абсолют» учатся 132 ребенка, из них у 86 адаптированные программы обучения.

Школа принимает детей с особенностями развития, со множественными нарушениями здоровья, детей из детских домов и обычных детей.

Модель в школе действует та же, что в инклюзивных школах «Ковчег» и № 1540: общеобразовательные классы, где учатся нормативные дети и дети с особенностями развития (не больше чем 2-3 ребенка с ОВЗ на класс из 20 человек), малые группы, где дети учатся по адаптированным программам: туда, как правило, попадают дети с умственной отсталостью и другими сложностями. В школе работают педиатр, невролог, психиатр, инструктор ЛФК, есть ABA-класс для детей с расстройством аутистического спектра, альтернативные методики коммуникации для невербальных детей.

«Но во главе угла стоит индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от диагноза и жизненной ситуации», — резюмирует Прочухаева. Директор рассказывает об одной из учениц, которая в 2019 году окончила первый класс. У девочки аутизм. В начале обучения она резко реагировала на изменения, в том числе звуки, звонок с урока, на урок.

«Любое изменение приводило ее в состояние возбуждения. Она много плакала, кричала, жаловалась. В течение года с девочкой работали психолог и логопед.

Во-первых, ее одноклассники, получив опыт взаимодействия с особенным ребенком, тоже стали гораздо компетентнее в общении, и это знание они начали распространять и друг на друга в том числе.

Они в состоянии спросить: “Почему ты плачешь? Ты хочешь пить или скучаешь по маме? Что тебя утешит?” То есть дети стали внимательнее друг к другу», — рассказывает директор школы «Абсолют». Она добавляет, что к концу учебного года девочка стала гораздо спокойнее, научилась объяснять свои эмоции, у нее расширился словарный запас.

Розенблюм также подчеркивает важность инклюзии для социализации особенных детей: «Иногда родители считают, что инклюзивное образование — это волшебная палочка, которая превратит особенного ребенка в обычного. Не превратит. Но научит ребенка просто жить в нашем обществе».

Пока в стране нет достаточного количества школ, где была бы выстроена эффективная инклюзивная модель: с нужными специалистами (психологами, тьюторами, логопедами-дефектологами), с классами разных размеров, с применением разных методик (прикладного анализа поведения, невербальной коммуникации), с педагогами, которые были бы готовы работать с разными детьми и даже с родителями. Сейчас по адаптированным программам учатся не менее 429 тысяч детей, и есть вероятность, что количество инклюзивных школ будет расти.

При этом подобная модель образования выигрышна для всех: еще ранние исследования 2000-х показали, что обычные дети, которые учатся в инклюзивных классах, успешнее в учебе и коммуникации со сверстниками, меньше тревожатся, им легче устанавливать близкие отношения.

Исследователи считают критичным подготовленность и готовность учителя к вызовам, которые могут возникнуть во время работы.

Инклюзия требует от преподавателей сотрудничества, выработки новых решений и подходов, а это также меняет процесс обучения в лучшую для всех учеников сторону.

Материал подготовлен в партнерстве с благотворительным фондом «Абсолют-Помощь», занимающимся системной поддержкой детей с особенностями развития и детей, имеющих опыт сиротства. Фонд реализует собственные проекты долгосрочной помощи и поддерживает другие эффективно работающие организации.

Источник: https://takiedela.ru/news/2019/07/11/problemy-inklyuzii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.